Глоссит

Глоссит – это стоматологическое заболевание, характеризующееся появлением очага воспаления на языке с возможным изменением его структуры и цвета. Он может быть первичным, то есть возникающим самостоятельно, или же вторичным – в этом случае воспалительный процесс на языке является симптомом более серьезных проблем в организме. В любом случае оставлять данную патологию без внимания нельзя – запущенный процесс может стать хроническим или осложниться образованием абсцесса или флегмоны шеи.

Глоссит языка: возможные причины

В случае возникновения самостоятельного заболевания очаг воспаления ограничен небольшой областью на языке. Чаще всего его причинами являются:

• слишком горячая пища или напиток;
  • травмы;
  • злоупотребление никотином и алкоголем;
  • аллергическая реакция – на различные спреи и освежители для полости рта, зубную пасту, специи и пряности в блюдах, и др.;
  • пренебрежение правилами личной гигиены.

Вторичный глоссит языка могут вызвать такие состояния, как:

• хроническое отравление солями тяжелых металлов;
  • анемия, связанная с недостатком в организме витамина В12 или железа;
  • тяжелые системные заболевания – поражения ЖКТ, сифилис, туберкулез, и др.;
  • различные бактерии и вирусы, в частности, вирус герпеса;
  • общее снижение иммунитета;
  • поражение полости рта грибком (кандидозный глоссит);
  • злокачественные опухоли ротовой полости;
  • различные дерматологические заболевания.

Классификация

В зависимости от того, что стало причиной заболевания, воспаления языка делятся на инфекционные и неинфекционные. Первые вызываются чужеродными агентами и бывают:

• вирусными;
  • кандидозными;
  • бактериальными (гнойными).

Неинфекционные (невоспалительные) глосситы, фото которых впечатляют – это результат различных патологических процессов в организме, они не являются самостоятельными заболеваниями. Среди них выделяют:

• десквамативный глоссит («географический язык») – дистрофические деформации слизистой оболочки языка, характерные для заболеваний ЖКТ, кроветворной и эндокринной систем
  • ромбовидный глоссит – хронический процесс, при котором очаг поражение по форме напоминает ромб;
  • гунтеровский глоссит – один из признаков железодефицитной или В12-дефицитной анемии, при котором язык становится алым и гладким;
  • складчатый глоссит – чаще всего врожденное состояние, не доставляющее человеку каких-либо неудобств. Само по себе наличие большого количества складок на языке не является болезнью, однако если возникают трещины, боль и сухость, нужно обратиться к врачу;
  • интерстициальный глоссит – тяжелое состояние, характеризующееся замещением мышечной ткани на соединительную. Причина этого – запущенный сифилис.
  • хронический глоссит – результат отсутствия или неполного лечения острой формы.

Симптомов воспаления несколько:

• отек;
  • покраснение;
  • сухость;
  • повышенное слюноотделение;
  • боль и жжение, усиливающиеся при приеме пищи или разговоре;
  • изменение подвижности языка;
  • гипертермия.

Обычно этих признаков достаточно для того, чтобы поставить пациенту адекватный диагноз. Однако для выяснения конкретных причин могут понадобиться дополнительные исследования, например общий или биохимический анализ крови, серологические и бактериологические анализы мазков, гистологическое изучение тканей, биопсия языка.

Лечение

Если врач обнаружил у вас глоссит – лечение нужно начинать немедленно, особенно если речь идет о воспалении у ребенка. Терапия глоссита у детей и взрослых идентична и начинается со строгого соблюдения правил личной гигиены и исключения из рациона горячей и твердой пищи. Пациенту назначаются полоскания и обработки антисептическими растворами (фурацилин, мирамистин, хлоргексидин, ротокан). Для уменьшения болевых ощущений показано использование растворов анестезина, новокаина, лидокаина, тримекаина, а для ускорения обновления слизистой оболочки – масло персика, шиповника, облепихи, гель «Солкосерил». В случае ухудшения самочувствия и повышения температуры назначаются антибиотики, а для профилактики атрофии слизистой используются глюкокортикоиды. Народные средства также допустимы, однако исключительно как дополнение к основному лечению и только после разрешения лечащего врача.

Профилактика

Профилактика воспалительных процессов полости рта и языка в частности заключается в следовании правилам личной гигиены, тщательной чистке зубов, отказе от вредных привычек, своевременном выявлении и лечении любых инфекционных заболеваний.

Еще одно условие сохранения здоровья полости рта, зубов и десен – посещение стоматолога не реже одного раза в шесть месяцев. Специалисты компании «Имплантмастер» помогут Вам справиться с любыми воспалениями полости рта для того, чтобы вы всегда чувствовали себя здоровыми и уверенными в себе.