Складчатый (скротальный) язык

Скротальный язык – это врожденная патология, для которой характерно нарушение формы языка и его размера. Причины этой патологии до конца не установлены. Но это болезнь может быть одним из симптомов следующих заболеваний:

• синдром Мелькерссона-Розенталя;
  • десквамативный глоссит.

Патология носит несколько названий: скротальный, складчатый или бороздчатый язык.

Складчатый язык: фото и симптомы

Обычно аномалия обнаруживается в раннем детстве, но встречается и у взрослых, так как иногда эта проблема никак не беспокоит пациента, и человек о ее наличии даже не подозревает. Признаки болезни следующие:

• Макроглоссия, или увеличение языка, которое может повлиять на речь и жевательную функцию человека. Обычно больной держит зубы в разомкнутом состоянии.
  • На поверхности языка появляются складки и борозды, которые покрыты сосочками.
  • Язык имеет значительное утолщение.
  • Спинка и кончик языка сглажен, нитевидные сосочки атрофировались.
  • Повышенная чувствительность (особенно у людей, которые перенесли инфекционные заболевания и хирургические операции).
  • Регулярное ощущение покалываний и пощипываний.
  • Лимфоузлы увеличены.
  • Запах изо рта.

Складки, в свою очередь, бывают совершенно разные: поперечные, глубокие продольные (и не очень глубокие), бахромчатые. Обычно главная продольная складка (она самая большая и глубокая) проходит от кончика языка по его средней линии. Остальные складки ведут именно к ней.

Иногда данная патология сопровождает десквамативный глоссит (географический язык) – это воспаление языка, в результате которого некоторые зоны органа становятся на несколько тонов светлее или приобретают серый оттенок. В целом картина органа напоминает карту, за что и получила свое название.

Возможные причины патологии

Точные причины аномалии неизвестны. Но есть ряд факторов, которые могут спровоцировать появление патологии:

• хронические болезни печени, желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • кожные заболевания;
  • патологии нервной системы;
  • патологии эндокринной системы;
  • болезни костного мозга;
  • острые инфекции;
  • нарушение слизистой языка и его трофической функции;
  • недостаток в организме витаминов и необходимых микроэлементов;
  • коллагеноз;
  • реакция человека на вакцинацию;
  • гормональные изменения (беременность, климакс, лактация).

Лечение складчатого (скротального) языка

Аномалия обычно не беспокоит своих обладателей, впрочем, иногда они жалуются на его внешний вид: трещины на языке.

Складчатый (скротальный) язык требует особо тщательного ухода. Это вполне объяснимо: в складках могут задерживаться остатки пищи. Из-за этого возникает неприятный запах изо рта, а также сопутствующие неприятные симптомы: жжение и воспаление.

Кроме этого, бороздки могут беспокоить людей, которые перенесли острые инфекции или хирургические вмешательства. Причины в таком случае тоже понятны: в организме снижается общая реакция тканей, а чувствительность поверхности складчатого языка значительно повышается. Поэтому он болезненно реагирует на химические раздражители и препараты.

Если пациент не ухаживает должным образом за больным органом, то воспалительные процессы могут затянуться, а это очень благоприятное место для развития грибковых инфекций.

Лечением данной патологии занимается стоматолог. Именно он подберет необходимый уход за полостью рта.

Иногда складчатый язык требуется оперировать. Это бывает в тех случаях, когда орган слишком увеличен и доставляет дискомфорт хозяину. Операция включает в себя иссечение его части.

Итак, в целом для устранения сопутствующих проблем складчатого языка используются следующие препараты:

• Грибковые и бактериальные заболевания: противовоспалительные и противогрибковые препараты, иммунокорректоры, антисептическая обработка языка.
  • Кандидоз: крем клотримазол, туширование языка анилиновыми красителями, 10-процентный раствор натрия бората в глицерине.
  • Болезненные ощущения: антисептические полоскания, ванночки для рта с раствором цитраля, наложение медикаментов с анестезином.

Особенности ухода

При наличии данной патологии не нужно заниматься самолечением, необходим тщательный уход и наблюдение специалиста. В целом ухаживать за полостью рта нужно следующим образом:

• общее соблюдение гигиены ротовой полости;
  • ополаскивание;
  • если пациент пользуется съемными протезами, то они также должны тщательно очищаться после каждого приема пищи;
  • необходимо отказаться от острой, соленой еды, она не должна быть слишком горячей или холодной;
  • отказ от вредных привычек (курение и алкоголь);
  • чистить зубы нужно специальной пастой;
  • зубная щетка должна быть из синтетических материалов: это поможет избежать повреждений языка;
  • регулярное посещение стоматолога.

Такой тщательный уход поможет обезвредить ротовую полость от бактерий, что воспрепятствует их размножению и возникновению сопутствующих инфекций.