Слюннокаменная болезнь

Человеческий организм выделяет слюну в ротовой полости. Состав слюны, выделяющейся из подчелюстных, околоушных и подъязычных желёз, неоднороден. Кроме них, во рту есть также большое количество мелких желёз, вырабатывающих это жидкое вещество.

Смешиваясь, слюна приобретает следующие свойства:

• увлажняет ротовую полость, помогая проглотить пищу;
  • с её помощью мы различаем тот или иной вкус;
  • она подготавливает пищу к процессу пищеварения;
  • бактерицидные свойства помогают избавиться от вредных микроорганизмов.

Значение этого секрета трудно переоценить. Поэтому, когда в слюнных железах образуются и кристаллизуются посторонние вещества, такое состояние врачи называют слюннокаменная болезнь, или сиалолитиаз. Этот недуг известен человечеству уже давно, ещё с античных времён.

Симптомы

Наш рот, без преувеличения, полон самыми разными микроорганизмами. Здоровый человеческий организм выделяет в составе слюнных выделений такое вещество, как лизоцим, которое способствует уничтожению большинства из вредных микробов.

Если же иммунитет нарушен, в организме переизбыток кальция или обезвоживание, а также наблюдается раздражение слюнных желёз – они начинают воспаляться. Этому процессу способствуют вредоносные микроорганизмы, которые проникают в железы и начинают там размножаться.

Воспаление приводит к тому, что протоки желёз сдавливаются, провоцируя образование гноя. В результате железы перестают нормально функционировать. Те вещества, которые они должны растворять, вместо этого кристаллизуются, образуя при этом камни.

Фото слюннокаменной болезни

Кроме пагубного воздействия микроорганизмов, болезнь может развиться в результате нарушения обмена веществ в организме, или авитаминоза. Симптоматика следующая:

• начинают отекать шея и нижняя часть лица;
  • во рту наблюдается сухость;
  • в районе нижней челюсти и во рту возникают болевые ощущения;
  • трудно глотать пищу.

Все эти признаки особенно ощущаются во время приёма пищи и питья жидкости.

Диагностика слюннокаменной болезни

В случае проявления хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов, следует обратиться к стоматологу. Следует провести диагностирование самыми современными методами. Первый признак – явное увеличение железы, одной или нескольких. Оно наблюдается в виде уплотнения, которое можно определить на ощупь. Это – очевидный признак образования камня. Метод КТ, сиалография, УЗИ и рентгенография помогают установить окончательный диагноз.

Сиалолитиаз (калькулезный сиаладенит) имеет несколько стадий своего развития.

Начальный этап развития болезни – пациента ничего не беспокоит, воспалительные процессы и болевые ощущения ещё не наблюдаются. Насторожить может только задержка слюноотделения. На этой стадии только опытные врачи могут обнаружить уплотнение в железе или в протоке.

Клиническая стадия – пациент плохо себя чувствует, у него периодически поднимается температура, вызванная воспалением. Из местных проявлений, можно назвать припухлость в районе щёк и подъязычной области. В этих местах воспалена слизистая оболочка. При пальпации железы пациент чувствует сильную боль. Если использовать массаж слюнной железы и её протока, можно наблюдать выделение гнойных образований из устья.

Запущенная стадия – это уже хронический воспалительный процесс. Наблюдается постоянная припухлость в районе больной железы, регулярно выделяется гной в составе слизистого секрета. Резко снижено образование слюны.

Следует помнить, что своевременное обращение в клинику Имплантмастер, в Москве – залог успешного лечения этой болезни. В таком случае можно избежать неприятных последствий.

Методы лечения

Лечение слюннокаменной болезни может проводиться разными методами. Всё зависит от того, в какой стадии находится заболевание, а также от того, насколько сильным является воспаление. В зависимости от этого, выбирают:

• Лекарственную терапию, снимающую обострение сиаладенита.
  • Хирургическое вмешательство – крайний случай, когда медикаментозный метод уже не помогает.

Лечение проводит стоматолог с хирургическим профилем. Сначала требуется снять обострение сиалолитиаза. Для этого применяют консервативный метод:

• используются компрессы с димексидом;
  • вводятся антибиотики;
  • проводится противовоспалительная терапия.

Если, в результате, слюна так и не выделяется, применяют хирургический метод. Он состоит в том, что вскрывается проток и камень удаляется. Операцию требуется проводить после того, как закончится обострение. Иногда оперативное вмешательство оканчивается неудачно.  В таком случае приходится удалять полностью слюнную железу.

В настоящее время в клинике Имплантмастер применяются новые методики в ходе таких операций. Они помогают сохранить железы, несмотря на наличие в них камней.